Вики говорит, что книжечка эта "Представляет собой яркое и своеобразное описание замкнутого социума, его характерных особенностей, нюансов адаптации новичка в сложившемся коллективе на примере интерната для детей-инвалидов. Место и время действия намеренно абстрагированы, а всюжете значимую роль играют фантастические мотивы."Википедия, как всегда, права.
Но ровно настолько, насколько и рекламный буклетик самого дома - "ни слова лжи и ни слова правды", хотя я уже и не вспомню, кто об этом говорил. Курильщик?..
На самом деле я, как водится, не дочитала книгу до конца - только первые 600 страниц электронной версии, но это ничего.
Эта книга хороша вовсе не сюжетом и совсем не ради него писалась (хотя мне правда интересно, как писатель всё это дело свернет в развязку).
Смысл в Доме. Я имею в виду именно сам Дом, а не книгу - он очаровывает и привязываешь себе, даже когда его просто читаешь; и в то же время, когда читаешь, тебя на оставляет ощущение что всё это происходит на самом деле, не смотря на все полусказочные элементы.
Которые, к слову, объявляются читателю - новичку, считай, только что попавшему в Дом, - далеко не сразу, умело маскируясь сначала под шутки, потом под сказки, потом под тяжелую наркоманию (там наркоты, травки и сигарет больше чем еды, иногда кажется).
Больше всего повествование похоже на песочные часы: всё время всё переворачивается с ног наголову, особенно персонажи.
Вот мы видим их глазами примерных Фазанов и они выглядят как страшные варвары - вот мы, вместе с Курильщиком, становимся их частью и понимаем, что они на самом деле премилые ребята - вот мы влезаем в их мир немного глубже, чем нужно, и удовлетворенно отмечаем, что не такие уж они и хорошие парни - а потом нам показывают ДОМ, его законы и правила, его обычаи и традиции, его людей и нелюдей. И это действительно страшно.
Но читается от этого не менее захватывающе. По старой привычке (у меня что-то осталось, значит, с уроков литературы!), хочется отметить композицию: роман делится на книги, книги на главы, среди которых встречаются действенные (с разными, описывающими сюжет названиями) и интермедии, которые, вроде, так и называются. События всегда показываются через определенные ПОВ, но лицо, кажется, варьируется - либо отпервого, либо от третьего. Основной рассказчик - это все-таки Курильщик, не-совсем-новичок в доме. Чуть позже появляется Кузнечик - настоящий новичок былых времен, с которым мы узнаем о прошлом Дома. Позже вклиниваются главы от разных персонажей - Табаки, Сфинкса, Стрвятника, Русалочки, или даже Крысы.
К слову, да, имена в Доме не приняты. Всех - в том числе прподавателей и персонал - зовут по кличкам. Кличка дается любым жителем дома, придумавшим её - он становится крестным новичка. Кличку можно сменить, но повод для этого нужен веский. Клички персонажей говорят о них больше, чем кажется - но это почти всё, что я здесь скажу о персонажах: их слишком много и они слишком хороши, и я буду чувствовать себя как Табаки, придумавший перечислить, что он любит. А для этого сейчас не время.
Стиль текста, кстати, тоже нужно отметить. Слепых персонажей там всего парочка - в фокусе так и вообще всего один, - но это не мешает потрясающей тактильности описаний во всем романе. Зрительные образы почти отсутствуют: только короткое описание заметных деталек внешности да всякие настенные рисунки, вроде зеленых диновров, гоблинов и всяких надписей. Слуховые - частенько упоминается музыка и гул дома, но по сравнению со всеми тактильными описаниями - это просто пшик. При этом язык у автора очень вкусный, хотя и не очень интелигентный, что ли, и не так сильно различается в зависимости от восприятния персонажа как, например, у Мартина с его Льдом и Пламенем (пару раз я честно путала Курильщика и Табаки, и даже начало исповеди Македонского я читала за Шакала). Но именно в этом языке, должно быть, кроется осбая атмосфера дома, с его мелочами, ощущениями, и страшно исписанными стенами
Собственно, надписи на стенах - самый смак, не буду даже приводить их примеры. Но мне действительно не очень нравится отношение к этим надписям Ральфа - все-таки эти стены больше, чем газеты.
Но обиднее всего знаете что? У этой чудной штуки русского фандома нет от слова совсем. У такой кинковой книги! С таким количеством и броманса, и гета! Как можно!
Ну ладно. Гет там не очень. Но все равно!
Под конец - держите-ка обложечку русского издания. По началу ничего не поняла насчет неё, теперь она меня пугает. Меньше про носовые платки в лужах крови читать нужно, наверное.
И несколько заметок по персонажамИ, все-таки, еще немного о персонажах. Не литературно, варнинг.1. Табаки - это Карасик. Он самый. Один в один! Разве что Карасик более адекватен и в жизни молчалив - так ведь? - но и Табаки, может, не стал бы Табаки без Дома.
2. Р Первый видится мне эдакой помесью Мордекая и католического архиепископа. Доктор?
3. Я не могу разобраться в своем отношении к Волку, но он чаще меня пугает, чем радует.
4. Рыжий, Македонский и Лось просто слишком хороши для дома.
5. Мне не нравится Русалочка, и даже не потому, что она канонно захомутала априори асексуального (моар хэдканонз!) Сфинкса. Само её отношение к любви - полное дерьмо. Она как Джек, только хуже. И, стоит отметить, Дом даже мне привил какое-то благоговейное отношение к амулетам, потому я считаю, что вмешательство в эту вещь должно выйти боком даже такой милашке во всем остальном, как Русалка.
6. Любые пейринги со Слепым - ки-инк. То же самое с Лордом. А Табаки тоже записываем в асексуалов.
7. И еще кое-что. Даже зная, что живут там детки от 12 до 17, я читаю о совершенно взрослых персонажах. Не зная возраста, я никогда не дала бы Сфинксу меньше 25, Слепому - меньше 50, а Стервятник - так он на все 80 тянет. Все эти его, знаете, старческие замашки.
Хотела написать что еще, но уже и забыла что. Но тут текста и так хватает, так что...